НАЧАЛО

Камерный оркестр МГУ


О Камерном Оркестре МГУ

Менестрели с ребеком и лютней. XIII век.


История. Камерный оркестр Московского Государственного Университета создан в 1967 году Эдуардом Михайловичем Гиндиным - необыкновенным человеком и таланливым музыкантом, в то время - альтистом оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (ранее Эдуард Гиндин работал в известном Камерном оркестре Льва Маркиза). Организация университетского оркестра была горячо поддержана профессором Шиловым и тогдашним ректором МГУ - академиком Петровским. Задуманный как камерный оркестр механико-математического факультета, он вскоре (с сентября 1967 г.) становится общеуниверситетским. С самого начала манера исполнения в оркестре основывалась на соблюдении "правил хорошего тона", заданных легендарным Московским камерным оркестром Рудольфа Баршая (организован в 1961 г.). В 1976 г. Эдуард Гиндин эмигрирует в США; Камерный оркестр МГУ на некоторое время приобретает опасную славу "нелояльного" коллектива. Начиная с этого момента, его дирижерами были: доцент Института им. Гнесиных Александр Риз (1975-1978 и 1987-1989 гг.; эмигрировал в США); Олег Решеткин (1979 г.); Александр Молдавский (1979-1987 гг.; эмигрировал в Израиль); Георгий Хереско (1985-1986 гг.; погиб в 1999 г.). Камерный оркестр МГУ дважды получал первый приз на Всесоюзных фестивалях самодеятельного творчества трудящихся и стал лауреатом двух фестивалей любительских камерных оркестров в г. Ереване. В настоящее время оркестром руководит Александр Константинов - скрипач, по образованию биохимик, доктор биологических наук, выпускник и сотрудник МГУ. Александр Константинов играет в оркестре с 1968 г. (с 1970 г.- концертмейстер).

В 1989 г., под влиянием долгих и настойчивых уговоров Андрея Шарапова (альт), впервые доставшего записи западных ансамблей аутентичного направления и настолько ими вдохновленного, чтобы в одиночку начать играть на жильных струнах, специально заказанным барочным смычком, без моста и без подбородника, оркестр заинтересовался так называемой барочной манерой исполнения старинной музыки. Вступив на этот путь почти случайно, руководствуясь поначалу лишь отдельными, с трудом добытыми записями ансамблей Хогвуда, Пиннока, Гардинера, Арнанкура и Леонхардта, учась на собственных ошибках, оркестр мало помалу вырабатывает свое понимание стиля. Сильный импульс в верном направлении был получен от Владимира Дроздова (контрабас) и от Дмитрия Голдобина (клавесин). Дмитрий Голдобин в течение 1990/1991 академического года был музыкальным консультантом Камерного оркестра МГУ, куда пришел после работы в одном из первых московских "барочных" оркестров п/у Ивана Монигетти. Под его руководством была выучена и исполнена программа из произведений английских и немецких композиторов XVII века (Лок, Лоус, Г.Муффат, Киндерманн, Холборн) - эта работа стала основой для последующего продвижения по пути аутентизма. Понижение строя до Ля1 = 415 Гц сделала эволюцию необратимой. Начиная с 1990 г. Камерный оркестр МГУ играет без дирижера.


Что мы играем.

До 1990 г. репертуар оркестра составляли, в основном, произведения позднебарочных западноеропейских композиторов (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Телеманн). Изредка исполнялась музыка Гайдна, Моцарта, Мендельсона, и даже Хиндемита, Прокофьева и Шостаковича. Начиная с 1990 г. и особенно в последние несколько лет все большее место в программе занимает более ранняя и менее у нас известная музыка Германии (Шутц, Розенмюллер, Кригер, Букстехуде, Муффат, Хасслер, Штаден, Киндерманн, Шайн, Шайдт), Италии (Монтеверди, Легренци, А.Скарлатти, Мерула, Кальдара), Англии (Перселл, Лоус, Лок, Доуленд, Холборн, Хьюм, Берд) и Франции (Шерпантье, Бернье, Буамортье, Куперен).

Увеличение - левая кнопка мыши.

Александр Константинов на фоне научного центра г. Урбана-Шампейн. В городе находится крупнейшая в США нотная библиотека.


Инструментальный состав. В целом, он соответствует общепринятому: первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабас. Имеются две виолы да гамба, дискант-виола и клавесин. Часто привлекаются духовые инструменты и вокалисты. Оркестр играет барочными смычками, изготовленными Владимиром Дроздовым. Большая часть музыкантов, включая солистов, играют на жильных струнах (новички, как правило, пользуются металлическими струнами). К сожалению, оркестр не имеет собственного органа-позитива, что существенно ограничивает репертуар при исполнении духовной музыки.


Кто играет в оркестре. Большинство составляют студенты, бывшие студенты, преподаватели и научные сотрудники Университета, специализирующиеся в самых разных естественных и гуманитарных дисциплинах. Некоторые из них имеют профессиональное (музыкальное училище) или полупрофессиональное (10-летняя музыкальная школа) музыкальное образование, остальные закончили так называемую детскую музыкальную школу-семилетку. В оркестре всегда есть и несколько профессиональных музыкантов, которые находят принятую здесь трактовку музыкальных произведений интересной, отличной от рутины профессиональной музыкальной жизни. Постоянный состав оркестра - 15-20 человек, однако за все время существования в нем побывали сотни людей, обучавшихся в МГУ начиная с 1967 года (См. Выпускники). Сольные партии струнных исполняются разными участниками; почти каждый оркестрант хотя бы раз становился солистом. Время от времени приглашаются и солисты "со стороны" (при условии совпадения музыкальных вкусов).


Сотрудничество. В последние годы в профессиональной музыкальной среде Москвы быстро растет интерес к ранне-барочной музыке и к аутентичному исполнению. У Камерного оркестра МГУ появились постоянные партнеры, сотрудничество с которыми позволило существенно расширить репертуар, включить в него произведения с участием нескольких вокалистов, хора, духовых инструментов, органа (мессы, страсти, оперы).

Увеличение - левая кнопка мыши.

Совместный концерт ансамбля "Мадригал" и солистов Камерного оркестра МГУ. Малый зал Московской консерватории, 1995г.

Из коллективов это прежде всего ансамбль Московской Государственной Филармонии "Мадригал" (рук. Лидия Давыдова), ансамбль при Московской Консерватории "Коллегия старинной музыки" (рук. Олег Чернышев), вокальный ансамбль "Musica humana" (рук. Мария Батова), вокальный ансамбль "Пилигрим" (рук. Роман Сайгин), ансамбль ренессансной музыки "Ludi ars magica" (рук. Мария Корнилова), ансамбль "Pratum musicum" (рук. Наталия Шерашова), ансамбль солистов Баховского центра (рук. Сергей Мясоедов). Из приглашенных инструменталистов это Виктор Миллер и Анастасия Корнилова (клавесин, орган), Антонио Грамши и Светлана Шевелева (блок-флейты), Юрий Вдовитченко (альт), Александр Листратов (виолончель), Максим Байков (гитара). Начиная с 1996 г. оркестр особенно тесно и плодотворно сотрудничает с Ольгой Назайкинской (сопрано) - музыковедом Московской Государственной Консерватории, обладающей прекрасным голосом и безукоризненным музыкальным вкусом. В программах оркестра участвуют также: Мария Корнилова, Гульнара Фейзулла, Анна Неверова (сопрано), Елена Пожидаева (контральто), Петр Шабанов, Юрий Борисов (контр-тенора), Роман Сайгин (тенор, контр-тенор), Андрей Рево (баритон), Юрий Вустин (бас).

См. также Concerto МГУ.


Как мы работаем и где выступаем.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Новогодний концерт в Большом зале ДК МГУ, январь 1996 г.

Со дня своего основания в 1967 г. Камерный оркестр МГУ репетирует по вторникам и пятницам, с 19 до 22 часов, в помещении Культурного Центра МГУ на Воробьевых горах. Как правило, мы успеваем подготовить за семестр приблизительно двухчасовую новую программу, которую исполняем в Большом концертном зале Главного здания МГУ (одну на Рождество, другую в мае/июне).

Увеличение - левая кнопка мыши.

Басовая группа на репетиции в ДК МГУ, 1996г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Зал Чайковского, март 1996 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Перед выступлением в Музее Глинки, 1998г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Онегинский зал Музея Станиславского, октябрь 1999 г.

Кроме того, оркестр часто бесплатно выступает за пределами Университета: в библиотеках, музеях, клубах и т.п. Обычно несколько раз в год небольшие группы солистов исполняют дополнительно подготовленные ансамблевые программы (Concerto МГУ). В местах с особенно хорошей акустикой, гостеприимными хозяевами и доброжелательной публикой такие концерты фактически приняли форму абонементных (музей Землеведения МГУ на 31 этаже Главного здания Университета, музей К.С. Станиславского в Леонтьевском переулке, костел Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской). За последние годы оркестр несколько раз выступал в Концертном зале им. П.И. Чайковского Московской Государственной Филармонии, Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории, Органном зале Музея музыкальных искусств им. М.И. Глинки.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Красная гостиная Московского Дома ученых, январь 1999 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Органный зал музея Глинки, май 2000 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Зал на 31 этаже Главного здания МГУ. Церемония вручения премий Европейской Академии. Февраль 2002 г.


Участие в церемониях. По предложению выдающегося ректора МГУ И.Г. Петровского, начиная с 1969 г. Камерный оркестр МГУ участвует в регулярных церемониях присвоения степени "Почетный профессор МГУ" известным зарубежным деятелям. Обычно эта процедура проходит в Зале заседаний, возле кабинета ректора. Самый забавный эпизод приключился во время присвоения степени премьер-министру Греции А. Папандреу. Ввиду политической значимости, событие должно было состояться в Актовом зале МГУ, в присутствии 2000 приглашенных гостей. Повсюду - сотрудники госбезопасности, на сцене, в президиуме - члены Политбюро... По однажды сложившейся традиции, наш оркестр в подобных случаях чаще всего исполнял первую часть Concerto grosso № 4 Корелли. Она начинается коротким торжественным Adagio, за которым следует веселое Allegro в неаполитанском стиле. Едва раздались первые аккорды, все 2000 присутствующих в зале встали. По-видимому, это был результат цепной реакции, начавшейся с кого-то, кто решил, что исполяют греческий гимн. Что касается Папандреу и членов греческой делегации, они, скорее всего, подумали, что слышат гимн Советского Союза, поэтому встали тоже. Ректор (А.А. Логунов) пытался исправить ошибку и делал в направлении президиума отчаянные знаки, чтоб там сидели, но остался непонятым. В конечном счете и члены Политбюро, и он сам поднялись и пять минут стоя слушали зажигательное Allegro. Вот уж поистине триумф музыкального искусства, настоящий апофеоз Корелли! Надо добавить, что когда оркестр заиграл во второй раз (Vivace-Menuet из все того же Concerto grosso), ректор, во избежание недоразумений, встал первым. После окончания церемонии дирижер оркестра (А.И. Молдавский) был очень подавлен случившимся и считал, что его уволят (шутки с членами Политбюро и в самом деле могли плохо кончится). Однако администрация МГУ предпочла замять эту историю.

Второй обязательный случай участия Камерного оркестра МГУ в торжествах - это Татьянин День (25 января), официальный День рождения Университета. Время от времени оркестр просят выступить на торжественном приеме у ректора. И наконец, мы играем на ежегодных церемониях присуждения премий Европейской Академии для молодых ученых, проходящих на 31 этаже Главного здания МГУ (организатор - президент Российской секции Европейской Академии, академик В.П. Скулачев).

Увеличение - левая кнопка мыши.

Ректор МГУ, В.А. Садовничий (второй слева) и музыканты Камерного оркестра. Татьянин день, 25 января 1999г.


Гастроли.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Концерт в Соборе Вильнюсского Университета, октябрь 1988 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Саратов, июнь 1992 г.

Наш оркестр не может часто путешествовать, поскольку почти у всех его участников имеются профессиональные обязанности, не связанные с музыкой. Выбрать время для гастролей, которое устроило бы каждого, чрезвычайно трудно. Тем не менее, иногда это удается. У нас были очень удачные и приятные поездки в Ереван, Ригу, Тарту, Вильнюс (октябрь 1988 г.), Западный Берлин (ноябрь 1989 г., как раз когда рухнула Берлинская стена), а также в российские города - Одессу, Владимир, Суздаль, Саратов (июнь 1993 г.) и Казань (июнь 1995 г.). В настоящее время планируются гастроли в Санкт-Петербурге и Казани.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Санкт-Петербургский Университет, май 2000 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Камерный оркестр возле уцелевшего участка Берлинской стены. Западный Берлин, ноябрь 1989 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Концерт в кирхе. Западный Берлин, ноябрь 1989 г.


Еще о нас.

*

Каждый год 25 сентября Камерный оркестр МГУ собирается, чтобы отметить свой День рождения. В этот день родился и наш первый дирижер,

Эдуард Михайлович Гиндин.

Сейчас он живет в Нью-Йорке, преподает, играет в оркестрах и работает в собственной музыкальной мастерской. Эдуард Гиндин приезжал в Москву на двадцатипяти- и тридцатилетие Камерного оркестра и дирижировал на праздничных концертах.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Тридцатилетие. Праздничный концерт в ДК МГУ. 25 сентября 1997 г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Тридцатипятилетие. Праздничный концерт в ДК МГУ. 3 октября 2002 г.

*

Елена Тимакова

с 1976 г. играла в Камерном оркестре МГУ на виолончели. Теперь она - художник. Оркестр часто играет на открытии ее персональных выставок.

Увеличение - левая кнопка мыши.

На открытии персональной выставки Елены Тимаковой. Галерея на Песчаной, Москва, 1999г.

Увеличение - левая кнопка мыши.

В гостях у Лены Тимаковой, январь 1999 г.

*

Владимир Пархоменко живет в Москве, занимается компьютерной графикой, является постоянным слушателем Камерного оркестра МГУ. С 1999 г. он работает над циклом портретов музыкантов Камерного оркестра и Concerto МГУ.

Ольга Жукова.

Александр Константинов.

Наталья Ацаркина. Ольга Назайкинская.
Александра Дроздова.

Работы Владимира Пархоменко.

*

Александр Райков (лютня, гитара, виола да гамба) - выпускник Ленинградской консерватории, сейчас живет в США. Камерный оркестр МГУ познакомился с Александром Райковым через Эдуарда Гиндина в 1998 г. и с тех пор приобрел в его лице постоянного консультанта по интерпретации старинной музыки и технике аутентичного исполнения.

Увеличение - левая кнопка мыши.

Александр Константинов, Эдуард Гиндин и Александр Райков в музыкальной мастерской Э. Гиндина в Нью-Йорке, 2000 г.


НАЧАЛО